Право осуществление медицинской помощи рф. Бесплатная медицинская помощь. Безопасная медицинская помощь

Еще одним из массовых нарушений прав граждан, не имеющих возможность оформить регистрацию по месту своего проживания, является незаконный отказ им и их детям в предоставлении медицинской помощи. Мы не рассматриваем здесь вопрос отсутствия самого полиса ОМС, поскольку с его получением проблем обычно не возникает. Также не рассматриваем вопрос желания "прикрепиться" к поликлинике не по месту фактического проживания, поскольку в этом случае действительно возникает реальная проблема – как к вам в случае необходимости доберется участковый врач при вызове на дом? А вот если вы действительно проживаете на территории этой поликлиники, пусть даже и без регистрации, то вас обязаны к ней прикрепить и оказывать медицинскую помощь.

Следует отметить, что возникновение проблем с оказанием медицинской помощи зависит, в основном, от позиции главного врача медицинского учреждения и связано, как правило, с нежеланием проходить более сложную процедуру с получением оплаты за медицинскую помощь со страховой компании, расположенной в другом регионе. В действительности, никаких проблем с оплатой по полисам обязательного медицинского страхования, выданным в других регионах, не существует и люди страдают из-за банальной лени медицинских работников, привыкших работать со "своей" страховой компанией.

Поэтому можно пойти разными путями: либо обратиться в другое медицинское учреждение в надежде на то, что там окажется более вменяемый персонал, либо идти на обострение конфликта, спорить с заведующим или главным врачом и добиваться оказания медицинской помощи в выбранном учреждении. Иногда помогает звонок в департамент здравоохранения города или области с жалобой на отказ в оказании медицинской помощи.

Следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ " ", застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

  • на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования ;
  • на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в соответствии с того же закона, застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации и врача (так называемое "прикрепление" к поликлинике), а в соответствии с того же закона, медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

    ИЗ ДОКУМЕНТА

    "Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств".

    ИЗ ДОКУМЕНТА

    В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, которую имеют право использовать граждане на всей территории России, оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях:

Таким образом, независимо от того, в каком регионе выдан ваш полис обязательного медицинского страхования, вы имеете право получать все основные базовые виды медицинской помощи в любой точке России.

Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), являясь составной частью государственного социального страхования, участвует в выполнении обязательств государства по обеспечению конституционных прав граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи.

Основные права и обязанности застрахованных граждан при получении ими медицинской помощи в системе ОМС регламентируют:

Конституция Российской Федерации

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В статье 16 данного Федерального закона отражены права и обязанности застрахованных лиц.

Федеральный закон

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Это основополагающий документ, который регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, устанавливает основные принципы охраны здоровья, разъясняет права и обязанности всех участников системы здравоохранения. Большое внимание в нем уделено правам граждан.

Вашему вниманию предлагается краткий обзор глав, которые могут ответить на вопросы, возникающие у граждан при получении медицинской помощи.

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья.

В данной главе определены и раскрыты основные принципы охраны здоровья, а именно: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны и другие.

Глава 4. Права и обязанности граждан в области охраны здоровья.

В этой главе разъясняются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь, на выбор врача и медицинской организации, на получение информации о состоянии здоровья и факторах, влияющих на здоровье. Определены права на охрану здоровья работников, занятых на отдельных видах работ, военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим. Установлено право на получение медицинской помощи задержанных лиц, а также заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы.

Статьей 20 определено, как необходимое предварительное условие медицинского вмешательства, наличие информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

В статье 27 впервые на законодательном уровне обозначены обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

Глава 5. Организация охраны здоровья.

В главе обозначены организационные вопросы обеспечения охраны здоровья, в том числе государственное регулирование этой сферы. Затронута тема профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни у граждан. Приведена классификация медицинской помощи по видам, условиям и форме ее оказания. Даны определения понятиям «медицинское изделие», «лечебное питание», «медицинская реабилитация». Кроме того в главе освещены вопросы:

  • организации и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • оказания медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями;
  • диспансеризации;
  • донорства органов и тканей;
  • народной медицины.

Четко обозначен запрет на эвтаназию.

Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка. Вопросы семьи и репродуктивного здоровья.

В главе разъясняются права семьи, беременных женщин, матерей и несовершеннолетних в сфере охраны здоровья. Затронуты темы применения вспомогательных репродуктивных технологий, искусственного прерывания беременности и медицинской стерилизации.

Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья.

Этой главой определены основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, и то, что виновные обязаны возместить ущерб потерпевшим.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

Программа устанавливает единый механизм реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества, а также определяет условия предоставления бесплатной помощи населению.

Специальные законы о правах граждан в области охраны здоровья

Существует ряд специальных законов, которые предусматривают права граждан при оказании специализированных видов помощи. На сегодняшний день это:

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

Федеральный закон «О лекарственных средствах»;

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Правила предоставления платных медицинских услуг

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил условия оказания платных медицинских услуг гражданам (статья 84). Кроме того, статьей 80 данного закона установлен перечень услуг, за которые гражданин не должен платить, когда помощь ему оказывается по Программе госгарантий бесплатной медицинской помощи.

Правила предоставления платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"

При получении платных медицинских услуг граждане имеют право на защиту своих интересов в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Статье 41 Конституции РФ

1. Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Социально-экономические условия жизни населения в России, хотя и постоянно улучшаются, но до сих пор почти четверть населения находится за "чертой бедности"*(548), а медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в 2004 г. в России расходовалось 80 долл.)*(549). В Указе Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации"*(550) сказано, что здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения - одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения - 125 место.

В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О предупреждении распространения туберкулеза", а также Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них - ниже).

Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).

Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.

В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается парламентом. Постановлениями Правительства РФ средства из Федерального фонда передаются в бюджеты территориальных фондов для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в виде субсидий по кварталам года. Особые субсидии территориальным фондам выделяются из Фонда обязательного медицинского страхования для медицинского страхования неработающего населения (детей)*(553). Страховые взносы для финансирования Фонда предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту занятости работников (в том числе и частные предприятия, учреждения, уплачивающие ЕСН). В этот Фонд идут также определенные отчисления из государственного и иных бюджетов. Пользуются медицинским обслуживанием за счет такого фонда все граждане, включая членов семьи работника (обычно супруга, несовершеннолетние дети). Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).

Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ - карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер "больничных" до 18 720 руб.*(554)

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой - перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями*(555). Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется "социальная поддержка" в области медицины (этими словами Закон заменил термины "льготы" и "меры защиты"). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС*(556), их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются постановлениями Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 и от 17.10.2005 N 619, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2007 N 84 утвержден перечень 574 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи*(557). С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальные средства не всегда достаточны для организации полноценного медицинского обслуживания.

Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, Конституционный Суд в целом ряде своих решений указывал, что возможна дифференциация прав по социально-оправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см.: Постановление КС РФ от 16.12.1997; Определение КС РФ от 27.12.2005 N 502-О*(558)). В Определении от 17.07.2007 N 624-О-П*(559) Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но "изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения"*(560).

Наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существует другой внебюджетный целевой фонд - Фонд социального страхования. Он формируется за счет отчислений от ЕСН, сюда идут страховые взносы от несчастных случаев на производстве и др. Из средств этого Фонда оплачивается пребывание работника (только работника) на больничном листе по временной нетрудоспособности (на это расходуется более 70% Фонда, в 2006 г. каждый второй работник брал больничный лист)*(561). С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа - 60% средней заработной платы, пять-восемь лет - 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни, но существует максимальный размер пособия по болезни - 16 125 руб. (ранее - 15 тыс. руб.)*(562). Бесконечно находиться на больничном листе нельзя. После четырех месяцев болезни нужно переходить на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения).

Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).

Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.

Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.

2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", в составе которой были семь подпрограмм ("Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика" и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.

Развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения связано с созданием новых учреждений, развитием существующих и особенно с внедрением новой медицинской техники и прогрессивных методов лечения. Создание медицинских учреждений, медицинская деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также осуществляемая физическими лицами, занимающимися такой деятельностью без образования юридического лица, подлежат лицензированию (особая форма разрешения). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Правительством РФ, само лицензирование (за плату, сравнительно невысокую) осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, занимающимися управлением в сфере медицины. В целях совершенствования медицинского обслуживания населения (особенно в сельских районах) создана должность "врача общей практики". Для занятия медицинской деятельностью необходимо иметь соответствующий документ о медицинском образовании разного уровня (в зависимости от вида деятельности). Поскольку медицина развивается, появляются новые лекарства, аппаратура, методы лечения, действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования и переподготовки на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений (семинары для ознакомления с новыми методами лечения, курсы и т.д.). Научным центром в этой сфере является Академия медицинских наук РФ, имеющая в своем составе научно-исследовательские институты и лечебные учреждения. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (включая иностранных граждан), для занятия медицинской деятельностью в России должны сдать специальные экзамены в соответствующих медицинских учреждениях (утвержден их список), получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых специфических видов лечебных учреждений регулируется специальными актами Правительства РФ (например, учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь).

Часть 2 комментируемой статьи говорит также о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, осуществлении в этих целях экологических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Основы законодательства РФ о развитии физической культуры и спорта предусматривают занятия физической культурой в учебных учреждениях в учебное время в соответствии с программами школ и вузов. Деятельность по развитию физической культуры и спорта должна отвечать требованиям приоритетного развития массового спорта, оздоровительно-профилактической физической культуры. В этих целях на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципальных образований строятся различные спортивные комплексы. Некоторые из них являются уникальными в мировой практике. В России действует специальный федеральный исполнительный орган по развитию физкультуры и спорта (с 2004 г. это Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое с мая 2008 г. подведомственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ), созданы массовые спортивные общественные организации (футбольные, хоккейные, легко атлетические и другие клубы и объединения), действуют организации, обеспечивающие выступления российских спортсменов на международных соревнованиях (Олимпийский комитет и др.). На таких соревнованиях российские спортсмены часто завоевывают призовые места. Некоторые виды спорта, однако, в России развиты недостаточно (например, футбол).

3. Часть 3 комментируемой статьи частично получила развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и защите информации"*(564). Он запрещает скрывать определенную информацию, в частности относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане (это относится и к негражданам) имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье (авариях, пожарах, выбросах химических веществ, эпидемиях и т.д.), регулярно и своевременно. Такая информация предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации. Уголовный кодекс в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах , создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях говорит об ответственности за нарушение правил о распространении обязательных сообщений (гл. 13). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на необходимый для поддержания нормального состояния здоровья медицинский уход. Статья с аналогичным содержанием имеется и в Конституции РФ. Разберем, каким образом регламентируется право на мед помощь и как это право реализуется.

Право на медицинскую помощь

Согласно статье 18 ФЗ № 323-ФЗ, каждый человек обладает неотъемлемым правом на получение квалифицированной медицинской помощи.

Помощь можно получить бесплатно по Базовой программе ОМС, предъявив полис обязательного медицинского страхования. При этом пациент может рассчитывать не только на то, что помощь будет оказана специалистами, обладающими необходимой квалификацией, но и на гуманное и уважительное отношение со стороны медицинских работников.

Важно! Если право на оказание помощи было нарушено, пациент имеет право предъявить жалобу либо руководителю лечебно-профилактического учреждения, либо другому должностному лицу.

Гарантии и права на медицинскую помощь в отраслевом законе


В сфере охраны здоровья законы должны базироваться прежде всего на Конституции РФ. Нормативы об охране здоровья содержатся в федеральных законах и других документах. При этом прописанные нормы не могут входить в противоречие с Конституцией и с Всеобщей Декларацией Прав Человека.

Главные принципы охраны здоровья следующие:

  • права каждого гражданина в области здравоохранения должны соблюдаться во всех обстоятельствах;
  • право ребенка на медицинское обслуживание является приоритетным для государства;
  • интересы пациента при оказании помощи всегда в приоритете;
  • в случае утраты здоровья (временной или постоянной) гражданину гарантируется социальная защита;
  • медпомощь должна быть доступной, качественной и бесплатной;
  • медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну и не разглашать третьим лицам сведения, которым сообщают им пациенты.

Кроме того, государство обязано гарантировать каждому человеку защиту от дискриминации, которая обусловлена имеющимися болезнями и патологиями.

Обязанность государства — гарантировать право на медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, национальности и других факторов.

Права и обязанности пациента

Человек получает статус пациента при обращении в любое лечебно-профилактическое учреждение. Пациент обладает следующими правами:

  • выбор специалиста и организации, где ему будет оказываться необходимая помощь;
  • проведение лечебных и диагностических процедур в соответствии с существующими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
  • проведение консилиума и обращение за мнением любого специалиста соответствующего профиля;
  • облегчение болевых ощущения (в том числе и с применением наркотических препаратов);
  • получение интересующих сведений, касающихся состояния здоровья пациента;
  • выбор людей, которые могут получать информацию о состоянии его здоровья (родителей, супруга, законных представителей, если нуждающийся в лечении несовершеннолетний — сирота);
  • получение сбалансированного питания в период стационарного лечения;
  • неразглашение сведений, являющихся врачебной тайной;
  • отказ от диагностических и лечебных вмешательств;
  • допуск юристов (в том числе и адвоката) для защиты собственных прав;
  • допуск священника или создание условия для совершения религиозных ритуалов (в случае, если это не входит в противоречие с распорядком лечебно-профилактического учреждения).

Имеет пациент и определенные обязанности:

  • предпринимать действия, направленные на укрепление собственного здоровья;
  • обращаться за помощью своевременно;
  • проявлять по отношению к медицинским работникам должное уважение;
  • предоставлять медикам сведения о состоянии собственного здоровья, в том числе и о принимаемых лекарственных препаратах и имеющихся хронических заболеваниях;
  • в срок выполнять предписания лечащего врача;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;
  • содержать в чистоте свою койку и тумбочку (в случае, если это возможно по состоянию здоровья пациента);
  • соблюдать санитарный режим (проходить в лечебно-профилактическое учреждение в бахилах, оставлять куртку или пальто в гардеробе и т. д.);
  • не курить на территории лечебно-профилактического учреждения.

Какие виды услуг гарантируются государством


Государством гарантируются следующие виды медицинских услуг:

  • первичная (в том числе и доврачебная и специализированная);
  • специализированная, которая оказывается специалистом в условиях стационара;
  • высокотехнологичная с использованием новейших методов диагностики и лечения;
  • скорая помощь при несчастных случаях, развитии жизнеугрожающих состояний и травмах;
  • диспансеризация и профилактические медосмотры;
  • диагностика нарушений развития ребенка во время беременности.

Характеристика предоставляемой медицинской помощи

К основным характеристикам медицинских услуг относятся:

  • доступность. Человек должен иметь свободный доступ к лечебно-профилактическим учреждениям вне зависимости от места своего проживания;
  • адекватность, то есть соответствие потребностям пациента;
  • непрерывность. Эта характеристика предполагает, что работа специалистов различного профиля должна быть скоординирована на всех этапах лечения и диагностики;
  • эффективность, то есть направленность на оптимальный для пациента результат;
  • ориентированность на нужды пациента. Гражданин имеет право на участие в принятии решений, касающихся состояние его здоровья и хода лечения;
  • безопасность. Во время лечения для жизни и здоровья пациента не должно создаваться дополнительных угроз;
  • своевременность. Помощь должна оказываться по мере необходимости;
  • сведение к минимуму возможных ошибок во время диагностики и лечения. Достичь этого возможно благодаря координированной работе специалистов, регулярным консилиумам, привлечению к лечебно-диагностическому процессу высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Доступная и качественная медицинская помощь


Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на бесплатную медпомощь. Это обозначает, что в любой момент времени человек должен иметь возможность вызвать скорую или неотложную помощь или обратиться в лечебно-профилактическое учреждение соответствующего профиля, и в помощи ему отказано быть не может.

Важно, что оказываться услуги должны на высоком уровне, с привлечением квалифицированных специалистов.

При нарушении данного права (например, при отказе в помощи или оказании услуг на несоответствующем уровне) гражданин имеет возможность защищать свои права, обратившись к руководству лечебно-профилактического учреждения, в Министерство Здравоохранения, в суд или в прокуратуру.

Меры обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Качество медпомощи обеспечивается следующими мерами:

  • стандартизация. В современных условиях широко применяются всевозможные стандарты, которые позволяют оказывать помощь на высоком уровне с максимальной экономией ресурсов. Каждый медик должен иметь доступ к существующим нормам оказания медицинских услуг и применять их на практике;
  • экспертиза качества. В любом лечебно-профилактическом учреждении регулярно проводятся экспертизы качества оказываемых услуг с целью выявления имеющихся недочетов.

Своевременная медицинская помощь

Граждане имеют право на оказание мед помощи нескольких видов: экстренная, неотложная и плановая. Экстренная предполагает оказание помощи при острых патологиях, которые представляют угрозу жизни. Оказывается она безотлагательно и на безвозмездной основе. Неотложная форма предполагает, что у пациента развилось острое состояние, которое не предполагает угрозы для жизни. Плановая врачебная помощь предполагает временную отсрочку, которая не будет угрожать жизни и здоровью пациента.

В экстренных случаях срок ожидания помощи с момента обращения в лечебно-профилактическое учреждение не должен превышать двух часов.

В плановой форме это время может варьировать от 24 часов до 14 дней.

Безопасная медицинская помощь

Многие современные методы лечения могут представлять опасность для здоровья пациента. Речь идет о химиотерапии, лучевой терапии и т. д. Кроме того, в лечебно-профилактическом учреждении всегда имеется риск заразиться опасными инфекциями (ВИЧ, гепатит). Задача медиков — минимизировать возможные риски и сделать все возможное для того, чтобы во время лечения здоровью пациента ничто не угрожало.

Гуманность медицинской помощи


Пациент может рассчитывать на гуманное, уважительное отношение к своей личности и своим потребностям во время лечения. Медики обязаны учитывать, что многие манипуляции могут вызывать у пациента чувство стеснения и стыда. Поэтому в случае необходимости такие манипуляции должны проводиться без присутствия посторонних. Также медицинские работники должны вежливо общаться с пациентами, не допускать в их адрес грубых высказываний и насмешек. Специфика общения в сфере медицины изучается специальной наукой — медицинской деонтологией.

Составляющие права на медицинскую помощь

Право на медпомощь включает:

  • возможность получения помощи в необходимом объеме по мере возникновения необходимости;
  • доступность и высокое качество медобслуживания;
  • оказание услуг медицинского характера на безвозмездной основе;
  • возможность защитить свои права в случае их нарушения.

Законодательная база

Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Каждый человек имеет право на медицинское обслуживание. В случае, если в этом праве отказано, гражданин может защитить себя, обратившись в соответствующие инстанции. Жалобы — это не только способ восстановить справедливость, но и возможность повысить качество помощи и не допустить, чтобы нарушались права других пациентов! Такие жалобы подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.

Глава 4 устанавливает права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица имеют право отказаться от медицинского вмешательства. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.


Создано: 20.10.2012
Дата обновления: 22.10.2012



Поделиться