Кто называется госслужащим

Наряду с поощрениями законодательство предусматривает по мере необходимости применения юридической ответственности государственных служащих, а именно: дисциплинарной, административной, материальной и криминальной.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Она заключается в применении к государственным служащим тех или иных наказаний, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершения ими правонарушений, то есть за проступки и действия, юридически признаны противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (нарушение трудовой дисциплины), которое не влечет за собой уголовной ответственности, принято называть должностным (дисциплинарной) провинностью.

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функции? в системе государственного управления3. За неисполнение своих должностных обязанностей, совершение проступка, преступления государственные служащие несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Норма ст.68 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная (за совершение уголовных преступлении?), административная (налагается за совершение административных проступков), материальная (налагается за причинение материального ущерба), дисциплинарная (налагается за нарушение служебной дисциплины). Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего.

В УК РФ имеется ряд составов преступлении?, субъектами которых являются только государственные служащие - как должностные, так и не должностные лица. Основные из них: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285) - использование должностным лицом своих служебных полномочии? вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства;

превышение должностных полномочии? (ст.286) - совершение должностным лицом действии?, явно выходящих за пределы его полномочии? и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства;

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289]) - если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

дача взятки (ст.291) - дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

халатность (ст.293) - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формировании?, органов и подразделении?, перечисленных в ст.2, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется п.1 ст.57, который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от должности; увольнение с государственной службы по специальным основаниям. На военнослужащих распространяются нормы п.26.

Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними Уставами.

Этот вид ответственности определяется тои? особенностью, что, основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушении?, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушении?, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

В соответствии со ст.57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Замечание;

Выговор;

Предупреждение о неполном должностном соответствии;

Увольнение.

До изменений, внесенных в Закон в 2013 году, эта статья также предусматривала такой вид наказания, как освобождение от замещаемой должности.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Работодатель вправе самостоятельно выбирать конкретную меру наказания, которая будет применяться к сотруднику.

Наложение взыскания - это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Наличие весомых оснований - это главное правило законности наложения наказания. Сотрудник получивший замечание государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст.37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

Повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);

Утрата доверия к госслужащему;

Прогул без уважительной причины;

Намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;

Нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;

Лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;

Принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);

Совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);

Однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;

Появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

Разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;

Совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать некоторые выводы: Основные проблемы совершенствования механизма ответственности заключаются в двух вопросах: отсутствием в административном законодательстве единого определения должностного лица и "расплывания" норм об административной ответственности из КоАПа в другие нормативные акты. Решением может заключаться в виде принятия нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором были бы четко установлены общие принципы применения административной ответственности на территории РФ.

Дисциплинарная ответственность является одной из наиболее применяемых видов ответственности. Главной проблемой в данной сфере является отсутствие в отечественном законодательстве контроля за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимо также установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взыскании?, которым может быть подвергнут государственный служащий любых органов власти.

Ответственность государственных служащих

Введение

1 Понятие ответственности государственных служащих

2 Особенности ответственности государственных служащих

Виды ответственности государственных служащих

1 Дисциплинарная ответственность

2 Гражданско-правовая ответственность

3 Административная ответственность

4 Уголовная ответственность

Заключение


Введение

Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны, практически значимы на всем протяжении развития теории государства и права. В современных условиях становления в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем юридической ответственности государственных гражданских служащих в частности приобретают огромное практическое и теоретическое значение.

Наиболее очевидными проблемы юридической ответственности государственных гражданских служащих предстают тогда, когда в России процессы утверждения общечеловеческих ценностей и демократизации социально-экономической и политической жизни общества сопровождаются непрекращающимся качественным и количественным ростом преступлений и иных правонарушений, совершаемых самими государственными служащими.

Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственными служащими своих обязанностей. Объект исследования - ответственность государственных служащих.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом анализе юридической ответственности государственных гражданских служащих и выявлении наиболее общих закономерностей функционирования данного правового института. Этой цели отвечают задачи работы:

1.Характеристика содержания ответственности государственных служащих (понятие и особенности института юридической ответственности);

2.Анализ видов юридической ответственности, когда государственный служащий выступает как специальный субъект.

1 Понятие ответственности государственных служащих

Юридическая ответственность характеризуется рядом основных признаков: нормативностью; формальной определенностью; устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством; выражается в применении мер государственного воздействия; ее последствиями могут выступать как государственное одобрение и применение мер поощрения, так и государственное осуждение и наказание; развивается и реализуется в процессуальной форме.

Юридическая ответственность представляет собой предусмотренную нормами права юридическую обязанность субъекта права надлежащим образом соблюдать и исполнять требования правовых норм, а в случае их нарушения, - юридическую обязанность субъекта права, возникающую из факта совершения правонарушения, претерпеть на основании осуждения ограничения личного, организационного, имущественного или иного характера. несмотря на диалектическую взаимосвязь понятий «юридическая ответственность государственных служащих» и «ответственность в управлении», они по своему содержанию различны. Ответственность в управлении и юридическая ответственность государственных служащих - это виды юридической ответственности, выделяемые по различным критериям: по сфере действия и субъекту ответственности. Они имеют точки пересечения, но не совпадают полностью. Как ответственность в управлении, так и юридическая ответственность государственных служащих предполагают формирование активной жизненной позиции государственных служащих, включающую не внешне позитивное, а убежденно-активное правомерное поведение.

Статутная ответственность является своего рода основанием для реализации любого вида юридической ответственности, поскольку она отражает содержание эталонов поведения, закрепленных государством до совершения субъектами права правомерных или противоправных деяний. Разграничение понятий статусной и субъективной ответственности носит искусственный характер, т.к. на начальной стадии развития отношений ответственности любой ее вид представляет собой нормативно закрепленную меру должного и (или) возможного поведения, в последующем находящей выражение в соблюдении или несоблюдении конкретным субъектом права юридической обязанности. Субъективная ответственность и юридическая ответственность государственных служащих по своей сути являются тождественными понятиями. Субъектом персональной ответственности может быть любое физическое лицо, субъектом юридической ответственности государственных служащих выступает исключительно государственный служащий.

Сущность юридической ответственности государственных служащих выражается в наличии у государственного служащего установленной нормами права юридической обязанности соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, реализующиеся в правомерном поведении, а в случае совершения им правонарушения - юридической обязанности претерпеть осуждение и основанные на нем различные виды правоограничений.

Юридической ответственности государственных служащих свойственны все цели, функции и принципы юридической ответственности. Однако специфика правового статуса государственных служащих определяет основную цель юридической ответственности государственных служащих - формирование правомерного поведения и уважения к закону.

ответственность государственный служащий правовой

1.2 Особенности ответственности государственных служащих

Содержание системы юридической ответственности определяется по схеме: юридическая ответственность в целом (как система) - виды юридической ответственности - подвиды юридической ответственности - норма права, предусматривающая юридическую ответственность (как первичный элемент системы). При этом отдельное место в этой системе отводится межотраслевым институтам юридической ответственности.

Помимо этого специфические свойства предмета и метода правового регулирования, качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений, наличие специфических оснований наступления ответственности, специфической системы санкций и особого процессуального порядка их применения позволяют утверждать о наличии комплексного межотраслевого и функционального института юридической ответственности государственных служащих. Об этом свидетельствуют несколько факторов:

·нормы об ответственности государственных служащих содержатся в различных неоднородных отраслях права (уголовном, административном, трудовом, гражданском и др.).

·указанный институт характеризуется единым предметом правового регулирования. Отношения, входящие в предмет правового регулирования, складываются между государством и государственным гражданским служащим и обладают высокой степенью единообразия.

·одной из составляющих предмета института юридической ответственности государственных служащих являются правоотношения юридической ответственности различные по видам, но схожие по типу, которые возникают в связи с совершением государственным гражданским служащим уголовного, административного, дисциплинарного или иного правонарушения.

·данный институт осуществляет «сквозную» регламентацию отношений ответственности, возникающих при привлечении государственного гражданского служащего к различным видам юридической ответственности.

·нормы, устанавливающие юридическую ответственность государственных служащих, обладают специфичной внутренней и внешней функциональной направленностью.

Институт юридической ответственности государственных служащих имеет двухуровневую систему. Первый уровень выражается во внешних государственно-служебных отношениях (например, привлечение гражданского служащего к уголовной или административной ответственности). Второй уровень - это уровень внутриорганизационных отношений (например, дисциплинарная ответственность государственного служащего за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей). При этом двухуровневая система относительно условна, т.к. в некоторых случаях государственный служащий может быть одновременно привлечен к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Для негативной юридической ответственности государственных служащих необходимо наличие двух оснований: нормативного и фактического (правонарушения). Для позитивной юридической ответственности государственных служащих достаточным будет наличия нормативного основания и юридического факта приобретения правового статуса государственного гражданского служащего. Для применения поощрения, являющегося мерой позитивной юридической ответственности, необходим еще и факт правомерного поведения, превышающего требования, установленные в нормах права.

Нормативным основанием уголовной ответственности государственных служащих выступают нормы уголовного права; административной ответственности - нормы административного права, содержащиеся в Кодексе РФ об административных правонарушениях и законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность государственных служащих. Нормативным основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих являются нормы, закрепленные в ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ, законах субъектов РФ о государственной гражданской службе, а также в ведомственных нормативно-правовых актах. Нормативные основания гражданско-правовой ответственности государственных служащих закреплены в Гражданском кодексе РФ. Фактическими основаниями юридической ответственности государственных служащих выступают различные должностные правонарушения.

Механизм реализации юридической ответственности государственных служащих, как и механизм реализации юридической ответственности, представляет собой структурно упорядоченную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Элементами механизма реализации негативной юридической ответственности государственных служащих выступают: нормы права, устанавливающие юридическую ответственность государственных служащих, правоотношения и акты применения юридической ответственности. применения мер поощрения (факультативный элемент).

Динамика механизма реализации юридической ответственности государственных служащих предполагает соответствующую процедуру и отношения правоприменения между государством и гражданским служащим. На основании принятия акта применения права, являющимся одним из видов правовых средств, юридическая ответственность государственных служащих, существовавшая на начальной стадии реализации в виде взаимосвязи прав и обязанностей государства и гражданского служащего, преобразуется в фактические действия сторон охранительного правоотношения ответственности.

Особенности юридической ответственности государственных служащих обусловлены их правовым статусом, который вытекает из законодательно закрепленной обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не нарушать Конституцию РФ, а также создавать условия для беспрепятственной реализации человеком и гражданином прав, свобод и выполнения обязанностей.

Анализ российского уголовного законодательства показывает, что наличие у субъекта преступления - государственного гражданского служащего - статуса должностного лица является в строго указанных УК РФ случаях определяющим фактором для его привлечения к уголовной ответственности. Должностными преступлениями, субъектами которых могут выступать и государственные гражданские служащие, по российскому уголовному законодательству признаются общественно опасные деяния, посягающие на отношения государственной власти, совершенные должностными лицами при исполнении возложенных на них должностных обязанностей, вопреки интересам службы, и повлекшие за собой причинение существенного вреда государственным интересам, либо охраняемым законом правам и свободам человека и гражданина, или создавшие угрозу наступления указанных последствий.

Административное правонарушение гражданского служащего является одновременно и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, поскольку их исполнение входит в его непосредственные должностные обязанности. Административная ответственность государственных служащих наступает в случаях нарушения ими внешних управленческих отношений, а дисциплинарная - в случаях нарушения установленного порядка осуществления служебных отношений в порядке подчиненности. К государственным гражданским служащим могут применяться такие виды административных наказаний как предупреждение и административный штраф.

2. Виды ответственности государственных служащих

1 Дисциплинарная ответственность

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей.

Государственный служащий несет дисциплинарную ответственность за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Перечень дисциплинарных взысканий расширен специальным законодательством, применяемым только к государственным гражданским служащим.

Закон предусматривает особую процедуру привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности и особый порядок (административный и (или) судебный) обжалования дисциплинарных взысканий, а также выявляется специфика видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на государственных служащих.

Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.

2.2 Гражданско-правовая ответственность

Особенностью ответственности государственных служащих является то, что они не несут непосредственно перед физическими и юридическими лицами, имуществу которых причинен ущерб, гражданско-правовую ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с исполнением ими возложенных на них должностных обязанностей. Применительно к отношениям, возникающим в сфере государственного управления, субъектом имущественной ответственности является государство в лице органов государственной власти, а не государственный служащий.

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом.

Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.

Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.

Идея гражданско-правовой (материальной) ответственности государства перед лицами, пострадавшими от неправомерных действий государственных органов и их чиновников, в настоящее время получила национальное и международное правовое признание. Так, согласно ст. 53 Конституции РФ декларируется право каждого гражданина на возмещение вреда причиненного неправомерными действиями органов государства. И особым случаем является ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренная ст. 1070 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

В условиях становления правового государства законодатель придает все большее значение институту возмещения вреда в связи с постоянным взаимодействием граждан с указанными органами.

Например, субъектом, обязанным возмещать вред, согласно ст. 1070 ГК РФ является государство, а не конкретный государственный орган, причинивший вред.

Возложение ответственности именно на государство обусловлено тем, что конкретное учреждение (государственный орган), действиями должностных лиц которого причинен вред, как юридическое лицо, обладающее имущественной обособленностью, может вступать в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган дознания, следствия, прокуратуры или суда.

Целесообразность возложения обязанности по возмещению вреда за счет казны обусловлена и тем, что незаконная деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда рассматривается как нарушение государством своей обязанности по охране прав, свобод и законных интересов граждан, необеспечение им законного функционирования указанных органов.

Определяя субъектом ответственности государство, публичная власть гарантирует сбалансированность правовой системы, стабильность установленных общественных отношений.

Следует обратить внимание, что установление правового режима, при котором вред возмещается за счет казны, существенно повышает эффективность института возмещения вреда, так как обеспечивает гражданам более надежный источник компенсации, своевременную защиту и полное восстановление социальной справедливости. Казна располагает большими возможностями, чем конкретный орган, и тем более должностное лицо, по восстановлению потерпевшему прежнего состояния. Необходимо отметить, что ранее действовавшее законодательство предусматривало возмещение вреда не за счет государства, а за счет конкретного органа.

В отношениях по возмещению вреда с участием государства одной из ключевых категорий является понятие казны. Определение и выяснение сущности этого понятие имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Употребление понятия «казна» в российском праве имеет давние традиции. На сегодняшний день законодатель закрепил легальное понятие казны. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа». В случаях, когда в соответствии с действующим ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В связи с тем что одной из главных задач органов казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, целесообразным было бы, на наш взгляд, привести в соответствие со ст. 1070 ГК РФ Положение о Федеральном казначействе, предусмотрев что Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Рассматривая дело в суде о возмещении вреда, причиненного указанными выше органами, необходимо более тщательно устанавливать орган, на который должно быть возложено его возмещение. Нередко суды ошибаются в выборе субъекта, обязанного возместить вред. Особую актуальность данная проблема обрела в современных условиях. Причиной этому является действие Бюджетного кодекса РФ, который устанавливает порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину. Согласно Бюджетному кодексу РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями государственных органов и должностных лиц, в суде от имени казны РФ выступают соответствующие главные распорядители средств федерального бюджета по подведомственной принадлежности.

Также следует обратить внимание на еще одну особенность ответственности государства - существующую проблему исполнения судебных решений о взыскании денежных средств с казны. Проблема обращения взыскания на средства бюджетов во многом вызвана тем, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, с одной стороны, являются равными субъектами и обладают статусом юридического лица, а с другой - они обладают властными полномочиями, которые непосредственно выражаются в компетенции государственных (муниципальных) органов.

ГК РФ (ст.1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Моральный вред подлежит денежной компенсации в тех случаях, когда он явился результатом действий (бездействия) госслужащих, нарушивших личные неимущественные права либо посягавших на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Хотя гражданско-правовая ответственность госслужащих и наступает в связи с должностным проступком, тем не менее, ее нельзя рассматривать как дисциплинарную санкцию. Гражданско-правовая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, и она может применяться одновременно и наряду с мерами дисциплинарных взысканий. Поэтому привлечение госслужащих к этому виду ответственности не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный имущественный вред. Более того, привлечение к административной или уголовной ответственности является необходимым условием привлечения и к материальной ответственности.

3 Административная ответственность

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.

От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины - нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности.

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и других правил.

Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.

В вопросе регулирования административной ответственности в сфере оказания государственных услуг особое значение приобретают административные регламенты предоставления государственных услуг. Анализ последних свидетельствует о положительной, на наш взгляд, тенденции детального описания отдельных действий государственных служащих. Такая детализация описания действий в регламенте позволяет достичь задачи по выявлению конкретных ответственных лиц. Причем подобная детализация должна позволить осуществить логический переход к должностным регламентам государственных служащих.

Положительным моментов в регламентах является указание на лиц, осуществляющих то или иное действие (сотрудник, осуществляющий прием и информирование, сотрудник, осуществляющий письменное информирование, и т.д.). А так как административные регламенты предоставления государственных услуг утверждаются федеральным органом исполнительной власти в виде нормативного правового акта, то любое изменение должности в процессе потребует соответствующего изменения регламента, что является нерациональным в условиях только лишь формирующегося законодательства в данной области.

Так как каждая административная процедура в административном регламенте предоставления государственных услуг последовательно описана, то это соответственно ведет к возникновению формальной связи с должностным регламентом. Таким образом, если должность, для которой разрабатывается должностной регламент, присутствует в исполнении урегулированной административным регламентом функции оказания государственных услуг, для описания обязанностей данной должности достаточно в должностном регламенте обозначить ее действенную характеристику, например, ответственный за личный прием и соответственно персональную ответственность при ненадлежащем исполнении описанных обязанностей. Тем самым описание действий не нужно дублировать в должностном регламенте.

На настоящий момент, исходя из содержания проектов должностных регламентов, а также рекомендаций по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, следует, что достичь цели персональной ответственности за каждое действие все же не удалось, несмотря на то, что связь между административным регламентом оказания государственных услуг и должностным регламентом все же прослеживается. Это связано, прежде всего, с тем, что, как правило, в должностных регламентах упор делается на общие формулировки прав и обязанностей, в большинстве своем копирующие положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», а не на положения административного регламента, предусматривающего конкретные действия должностных лиц. К тому же и основания административной ответственности сформулированы достаточно расплывчато, должностные регламенты не предусматривают административную ответственность за конкретные действия.

Во многом прояснить ситуацию в вопросе административной ответственности позволит принятие стандартов государственных услуг, регламентирующих порядок и качество предоставления государственной услуги. Так как стандарт должен содержать индикаторы оценки качества предоставляемой услуги, позволяющие проводить мониторинг эффективности деятельности как органа в целом, так и отдельных должностных лиц, то вполне логичным было бы включение в него ответственности должностных лиц за неправомерные действия в процессе предоставления государственных услуг. Эти стандарты должны носить императивный характер, а показатели стандартов должны включаться в должностные регламенты.

Для точного регулирования сфер ответственности государственных служащих за ненадлежащее оказание государственных услуг, привлечения к ответственности виновных, и во избежание дублирования выполняемых ими действий следует точно определить виды решений, принимаемых служащим не только самостоятельно (причем необходимо точно определять, какие решения государственный служащий вправе, а какие обязан принимать самостоятельно), как указывается в ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе», но и совместно, по согласованию, во исполнение. Это позволит избежать ошибок в привлечении государственного служащего к административной ответственности за снижение эффективности коллективного труда в случае, если решение им принималось не единолично. В настоящее же время должностные регламенты содержат только общую формулировку: государственный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения в соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и со своей компетенцией.

В сфере применения административной ответственности все актуальнее становится проблема установления адекватной ответственности за неправомерные действия или бездействие должностных лиц, введение персональной ответственности государственных служащих за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре, позволяющей не только существенно усовершенствовать процедуры предоставления государственных услуг, но и обеспечивать формирование среды, подавляющей коррупцию, огромные масштабы которой являются одной из основных причин низкого качества государственных услуг и административных барьеров.

4 Уголовная ответственность

Применительно к уголовной ответственности, как и к административной, необходимо выделить преступления, которые может совершить специальный субъект. Преступления государственных служащих - это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья - ст.105 - 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни - ст.131 - 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие - как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

). злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

). превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

). незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) - если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

). получение взятки (ст.290 УК РФ) - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

). дача взятки (ст.291 УК РФ) - дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

). халатность (ст.293 УК РФ) - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

). контрабанда (ст.188 УК РФ) - перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

Заключение

По итогам работы можно сделать выводы о сущности и содержании ответственности государственных служащих:

.ответственность государственных служащих представляет собой межотраслевой комплексный функциональный институт права, состоящий из взаимосвязанных норм уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. Соответственно, юридическая ответственность государственных служащих как система включает в себя подсистемы уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

.особенности правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих и ее место в системе юридической ответственности отражаются в предмете правового регулирования и специальном субъекте ответственности; специфике оснований ее наступления; двухуровневой системе правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность государственных служащих (общая и специальная ответственность во внешних и внутренних правоотношениях); особенностях системы мер ответственности государственных служащих и особом порядке их применения; принципах юридической ответственности и государственной службы.

.структуру ответственности государственных служащих можно представить в виде следующих уровней: 1) юридическая ответственность государственных служащих как совокупность уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности; 2) юридическая ответственность государственных служащих на уровне отрасли права: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность; 3) юридическая ответственность государственных служащих на уровне нормы права.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации Российская газета, 19 января 2009 г.

.Федеральный Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ

3.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.14 февраля 2010 г.)

4.Бесчастнова Л.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в сфере предоставления государственных услуг //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 9, с.35-38

.Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причинённый незаконными действиями должностных лиц государственных органов Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 1, с.27

.Киселёва Н.В. Проблемы привлечения к ответственности государственных служащих в результате предоставления некачественных государственных услуг //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 9, с.33-35


Дисциплинарная ответственность характеризуется неисполнением должностных обязанностей государственным гражданским служащим. Она регламентируется ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также 192 ст ТК РФ, описанной .

Виды дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность включает в себя самый распространенный вид взыскания — замечание (и даже для него может оформляться соответствующий приказ). К нему можно отнести:

  • нарушение правил трудового распорядка,
  • неисполнение своих трудовых функций государственным служащим.

Выговор является одним из оснований для увольнения недобросовестного сотрудника. Это суровое взыскание и первый шаг к увольнению. Это предупреждение о неполном должностном соответствии (хотя и его можно оспорить, и добиться того, чтобы был оформлен приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец ).

Основополагающий термин – «соответствие занимаемой должности», к его критериям можно отнести:

  • высокий уровень знаний своих служебных обязанностей и их надлежащее исполнение,
  • инициативность,
  • организованность и ряд других положительных качеств среди коллег,
  • способность к руководству,
  • высокая самокритичность и самоотдача,
  • состояние здоровья должно соответствовать занимаемой должности.

Особым видом взыскания дисциплинарного характера является увольнение с государственной гражданской службы (или отстранение от исполнения обязанностей на определенный срок: детали сроков действия такого взыскания ). К нему можно отнести:

  • неисполнение служащем своих должностных обязанностей без уважительных причин;
  • допущенное служащим грубое нарушение;
  • отсутствие на служебном месте более 4 часов без имеющихся уважительных причин;
  • несение должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения;
  • разглашение информации относящейся к государственной тайне;
  • совершение хищения по месту работы.

Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности

Работодатель руководствуясь ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право привлечь нарушителя к ответственности за совершенную оплошность, при невыполнении работником своих служебных обязанностей без наличия на то уважительных причин.

Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать свои должностные обязанности и не нарушать распорядок труда. Все это прописано в трудовом договоре сотрудника, поэтому обязанности не указанные в документе, но требуемые начальником могут быть оспорены.

К нарушениям можно отнести: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, нарушение внутреннего распоряжения руководителя. Соответствующие виды дисциплинарных взысканий приведены .

Срок давности для привлечения к дисциплинарной ответственности

При привлечении к наказанию работодатель обязан соблюдать сроки, прописанные в Трудовом Кодексе. Отмена примененных мер происходит при нарушении сроков привлечения к ответственности.


За проступок можно вынести наказание в течение 1 месяца (от даты выявления проступка) и не позднее полугода с момента его совершения.

Нарушения, выявленные в результате ревизии, проверки имеют свой срок давности привлечения виновного лица к наказанию. В таком случае срок составляет 2 года.

В эти сроки нельзя включать:

  • отпуск,
  • больничный,
  • срок о принятии решения по материалам проверки.

Несогласие работника с предъявляемым обвинением оставляет за ним право обратится в суд или трудовую инспекцию. Но нельзя забывать о сроках давности привлечения служащего к наказанию. Следует помнить, что за один проступок наказать несколько раз и вынести несколько приказов нельзы — это тарушение Трудового Кодекса РФ.

Порядок привлечения к ответственности

Первое, что должен сделать руководитель согласно ст. 193 Трудового кодекса – потребовать нарушителя представить письменное объяснение содеянному. В основном виновный от такой практики отказывается, но это не освобождает его от совершенного деяния. К ответу возможно привлечь по материалам проведенной служебной проверки в срок одного месяца со дня установления факта дисциплинарного правонарушения и не позже полугода с момента его совершения. После проверки и установления нарушения, работодатель подписывает указ, согласно которому нарушителю объявляется замечание, выговор или же сразу увольнение, когда речь идет о совершении проступка особо серьезного.

С приказом о дисциплинарном взыскании виновное лицо знакомится под роспись в течение 3 суток с момента его утверждения. Ели нарушитель отказывается ставить подпись под приказом, от наказания это его не освобождает, так как в момент ознакомления присутствуют свидетели, готовые подтвердить правильность процедуры в суде, если ответчик решить подать жалобу на начальника за незаконное увольнение.

Административная и дисциплинарная ответственность государственного служащего – отличия

Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.

Рассмотрим их отличия:

  • Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
  • Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.

Распространение административной ответственности происходит не только на должностных лиц и граждан, но и на учреждения, организации и предприятия.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполне­ние либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе - обязательное для служащих соблюдение служебного рас­порядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, ины­ми нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служеб­ный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в кото­ром устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного проф­союзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, ад­министративную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служа­щих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку со­блюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязан­ностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее испол­нение государственным служащим возложенных на него обя­занностей (должностной проступок) на государственного служа­щего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государствен­ную должность государственной службы, установленные дис­циплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий вла­стью представителей администрации (руководителей, началь­ников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:1) замечание;выговор;предупреждение о неполном должностном соответствии;освобождение от замещаемой должности гражданской служ­бы;увольнение с гражданской службы по основаниям, уста­новленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»- «г» п. 3 (прогул - отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотическо­го или иного токсического опьянения; разглашение сведений,составляющих государственную или иную охраняемую феде­ральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имуще­ства, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматри­вать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснован­ного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесе­ние ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим долж­ность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законода­тельства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации» 10 .

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинар­ном взыскании с указанием мотивов его применения объявля­ется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводит­ся служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут но­вому дисциплинарному взысканию, то он считается не подверг­шимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), при­менивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письмен­ному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как доб­росовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С го­сударственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисципли­нарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решени­ем о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышесто­ящему руководителю (начальнику вышестоящего государствен­ного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает администра­тивную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ 11 понимается лицо, посто­янно, временно или в соответствии со специальными полномо­чиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядитель­ными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в слу­жебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее орга­низационно-распорядительные или административно-хозяй­ственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организа­циях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и во­инских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответствен­ности является совершение ими административных правонаруше­ний в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление долж­ностными полномочиями, превышение должностных полномо­чий, отказ в предоставлении информации Федеральному Со­бранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательс­кой деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285-293 УК РФ 12). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должно­сти. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего -должностного лица - права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который при­чинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как изве­стно, в сфере регулирования государственно-служебных отно­шений действует законодательство о труде. Поэтому соответ­ствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нор­мативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

Заключение

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что административно правовой статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.

Не следует забывать, что характерной чертой современной бюрократической системы, сформировавшейся в период «первичного накопления капитала» присущи существенные пороки, которые при отсутствии к ним должного внимания со стороны власти могут существенно снизить международный авторитет России, замедлить экономическое развитие.

Таким образом, государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.

Вместе с тем, сегодня организация государственной службы и ее кадровая основа требуют реформирования, так как не соответствуют полностью целям и задачам социально-экономического развития государства и общества, что отрицательно проявляется практически во всех сферах: в экономической и финансовой деятельности, в решении социальных вопросов, в научной и культурной жизни, обороне, внутренней и внешней политике.

По мнению автора сейчас настал тот момент, при котором промедление в решении вопросов государственной службы может привести к катастрофическим результатам, так как может свести на нет результаты начатых административной, судебной, социальной реформ власти, подорвать доверие народа к самой власти и спровоцировать её на неадекватные действия.

От того насколько эффективным окажется наш государственный аппарат, насколько взвешенные и продуманные решения будут принимать госслужащие, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Необходимо заново переосмыслить имеющийся отечественный и международный опыт в сфере регулирования государственной службы и сделать соответствующие выводы.

Список используемой литературы:

I.Законодательство и официальные документы

1)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

2)Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.

3)Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. – Ст. 2954.

4)Федеральный закон О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 31 июля.

5)Федеральный закон О системе государственной службы Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 31 мая.

6)Федеральный закон Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 51. – Ст. 4832.

7)Федеральный закон О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52(Ч 1). – Ст. 4920.

8)Федеральный закон О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 17. – Ст. 1455.

9)Федеральный закон О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) //

II. Учебники, статьи, диссертации

Административное право: Учебник для вузов / Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. – М.: Норма, 2005. – С. 273.

Архипов В. Резервация для чиновничьей власти // эж-ЮРИСТ. – 2004. - № 20.

Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее // Гражданин и право. – 2001. - № 1.

Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. - 2003.- № 3.

Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 2003. – С. 75-98.

Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – С. 461 -494.

Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - № 5. - С. 5.

Иванов С. А. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // эж-ЮРИСТ. – 2004. - № 6.

Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность // Закон и право.-2003. -№ 8. С. 27.

Козбаненко В.А. Публично – правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. – 2003. - № 9.

Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание / Под. Ред. В.А. Козбаненко. – М.: ИПК госслужбы,2003.-107с.

Государственная служба -- это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т. д.). Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 312.

Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.

Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. Ст. 2063. определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

  • - Российской Федерации;
  • - федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов);
  • - субъектов РФ;
  • - органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);
  • - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.;
  • - лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ).

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления. И на эту тему не раз говорилось в выступлениях Президента. Подтверждает актуальность проблем и практическая деятельность чиновников. Юристам-правоведам нередко приходится разбираться в весьма сложных конкретных ситуациях.

Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы. Так, уголовная ответственность государственных служащих урегулирована нормами главы 30 УК РФ, которые распространяются на всех без исключения государственных служащих, нормами главы 31 УК РФ, которые предусматривают ответственность субъектов дознания, предварительного следствия, то есть служащих правоохранительной государственной службы, и нормами главы 33 УК РФ, предусматривающей ответственность военнослужащих.

Особенности применения административной ответственности в отношении государственных служащих закреплены ст. 2.4 и 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2005. С.194

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих, на которых распространяется Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // СЗ Российской Федерации. 1999 г. N 29. Ст. 3682. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон от 28 марта 1998 г. с изм. и доп. от 22 февраля 2003 г.; 22 апреля 2004 г.; 29 июня 2004 г «О воинской обязанности и военной службе». // СЗ РФ.1998. № 13. Ст. 3061, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным за дисциплинарные проступки, относятся замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы за определенные, прямо предусмотренные в Законе правонарушения.

Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих определяются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. В нем отражены ее характерные черты, относящиеся к основаниям, дисциплинарным взысканиям, дифференциации полномочий субъектов дисциплинарной власти по их применению, порядку их исполнения.

Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать «своими» Уставами.

Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительной службы предусмотрена нормативными правовыми актами о ее видах, а также актами, там, где они приняты, о дисциплине сотрудников соответствующих правоохранительных органов.

Ее основания одинаковы - нарушение служебной дисциплины, но, в чем конкретно оно может выражаться, не уточняется. Однако системы дисциплинарных взысканий, предусмотренные указанными актами, не совпадают. Во всех случаях к ним относятся замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. К сотрудникам органов внутренних дел могут быть применены также взыскания в виде понижения в должности; снижения в специальном звании на одну ступень; лишения нагрудного знака.

В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих, в том числе «милитаризованных», достаточно полно и широко исследованы различными авторами. Это позволяет выделить основные ее признаки:

  • - дисциплинарная ответственность;
  • - особый вид юридической ответственности;
  • - для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;
  • - дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;
  • - состоит в применении карательных санкций;
  • - дисциплинарных взысканий;
  • -дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;
  • - урегулирована нормами административно-служебного права. Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 228.

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны - наказать виновного, с другой - общая и частная превенция правонарушений, - достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение). Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 672.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе» предусмотрены обязанности государственного служащего в связи с выполнением им деятельности, неразрывно с обязанностями связана и ответственность.

Законом перечислены общие для всех гражданских государственных служащих обязанности, возведенные в разряд законодательных предписаний.

Конкретизация обязанностей по должностям гражданской службы производится в административных регламентах государственных органов и в должностных регламентах.

Должностные обязанности возлагаются на гражданских служащих для выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных целях. Поэтому недобросовестное исполнение обязанностей или превышение предоставленных прав в зависимости от тяжести правонарушения могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление.

Невыполнение должностных обязанностей либо ненадлежащее их исполнение следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 57 Закона представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подпунктами «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Закона.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует состав преступления (ст. 285) Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ// СЗ Российской Федерации. 17.06.96. N 25. Ст. 2954.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в соответствии со ст. 286 УК РФ преступление.

Исполнение должностных обязанностей связано с другой обязанностью - соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Механизмом реализации этих задач выступают государственная служба и конкретный государственный служащий. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» ФЗ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 13.10.1993, N 41, стр. 8220-8235. государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Законом «О государственной тайне» (ст. 5) перечислены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне, действует Указ Президента РФ от 24 января 1998 года № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» Указ Президента РФ от 24 января 1998 года № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 49. Ст.4775.. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с утверждаемым Президентом РФ Перечнем лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне.

Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна, к которой относится несекретная информация о деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Служебная тайна должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для конфиденциальности Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301. (ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и третья).

Конституцией РФ определено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).

Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды предприятиями и гражданами. В законах о государственной службе в некоторых субъектах РФ установлена обязанность государственного служащего - при прекращении государственной службы возвратить все документы, содержащие служебную информацию.

Указом Президента от 12 августа 2002 года № 885 Указ Президента от 12 августа 2002 г. № 855 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196. утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, причем руководствоваться этими принципами рекомендовано и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности.



Поделиться